УНИВЕРСИТЕТ "СЫРДАРИЯ" в мировом образовательном пространстве

7 Сыр, Республиканская общественно-политическая газета, № 23 (23) 12.06.2009, 7 стр.

Одной из задач, обозначенных в «Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2008-2010 годы», является внедрение кредитного образования в высшее образование, то есть интеграция системы образования Казахстана в мировое образовательное пространство. Основная особенность кредитного образования в том, что оно позволяет студентам искать себя. Учитель дает ученику необходимое направление для усвоения темы. Главный принцип кредитной системы - сосредоточиться на творческом изучении темы, придавая уверенности студенту.

Одним из основных нерешенных вопросов при переходе на кредитную систему является психологическая неактивность студентов к новому подходу к обучению. Эта проблема может быть решена только тогда, когда ученики научатся учиться независимо от школы.

Учащимся необходимо овладеть методами интерактивного обучения в школе, самостоятельно находить необходимую информацию, осваивать виды проверки знаний и уметь оценивать собственные знания.

Перед школой XXI века стоит задача компьютеризации образования, открытия интернет-классов, повсеместного использования технических средств обучения.

На один компьютер приходится 54 ученика в школах Казахстана и 4 ученика в США. В 2010 году в школах планируется иметь 20 учеников на компьютер.

В зависимости от кредитной системы возникает необходимость внедрения в учебный процесс интерактивной методики обучения.

Для реализации интерактивных методов обучения в электронном читальном зале должны быть учебные программы для студентов (Syllabus), задания для самостоятельной работы (СРС), контрольные вопросы для итогового контроля.

Роль «Интернета» велика в повышении мотивации и интереса студентов к самостоятельной работе, поиску необходимой информации на мировых ресурсах и чтению. Интернет позволяет студентам неспеша читать материал, анализировать полученную информацию, формировать собственное мнение.

Использование электронных учебников в современном образовательном процессе также становится более эффективным.

Особенности электронных учебников:

- включает анимацию, иллюстрации, интерактивные задания для проверки знаний, связанных с текстом;

- позволяет использовать мультимедийные технологии в качестве наглядного пособия;

- структурно открытая система;

- вы можете вносить дополнения, изменения, обновлять материал в процессе использования.

Использование Интернета, электронных учебников позволяет студентам творчески работать, повышает познавательный интерес и расширяет круг информационных знаний. Да, это не устранение забот при обучении современных кадров. На что бы ни была способна хорошая программа, сильный преподаватель, ученики, невозможно улучшить систему образования без учебников, информационного оборудования и читальных залов.

Коллектив университета «Сырдария» предпринимает конкретные шаги в этом направлении, 136 компьютеров в 12 аудитории подключены к сети Интернет, по 10 студентов на компьютер. Общее количество электронных учебников - 1154, из них 214 на казахском языке и 940 на русском языке. Компьютеры в электронных читальных залах содержат учебные планы по всем предметам, СРСП и тестовые задания.

В этом учебном году 14 преподавателей, прошедших курсы повышения квалификации в ряде вузов: Казахском национальном университете, Казахском национальном университете международных отношениях и мировых языках, Южно-Казахстанском государственном университете, в мультимедийном центре университета подготовили 30 новых электронных учебников и провели курсы «Интерактивные методы кредитной системы» с участием молодых преподавателей университета.

В последние годы в связи с быстрым развитием компьютерных технологий возникла концепция мультимедиа.

Мультимедиа - (англ. Multimedia: мультимедиа или медиа, -medium-среднее) - совокупность способов изображения изучаемых объектов, структур и событий. Понятие мультимедиа, в общем, мультимедийные инструменты, с одной стороны, связаны с компьютерной обработкой различной информации, с другой - способствуют обучению, повышают эффективность.

К информационным ресурсам, основанным на использовании мультимедийных технологий в процессе обучения, относятся: электронные учебники, прикладные мультимедийные энциклопедии, мультимедийные инструменты для проверки уровня знаний, электронные тренажеры, инструменты виртуальных лабораторий, автоматизированные системы обучения.

Современные мультимедийные ресурсы не ограничиваются простой подачей материала, они предлагают участвовать в ходе событий на экране компьютера, выбирать способ усвоения материала.

Одним из инструментов повышения эффективности обучения является, прежде всего, интерактивная мультимедийная доска.

Интерактивная доска - это доска, которая обладает всеми качествами традиционной доски, но также имеет следующие особенности:

- давать графические пояснения к электронным изображениям;

- позволяет одновременный осмотр и проверку работы всех студентов;

- проводит интерактивное обучение, построенное на диалоге.

Важной характеристикой интерактивной доски является ее «безразмерность», т.е. количество информации, которую можно записать, можно разместить в бесконечном пространстве, все, что написано, хранится бесконечно. Всю информацию, отображаемую на доске, можно использовать на протяжении всего урока. При необходимости ученик или студент может вернуться к предыдущей информации. Информацию из предыдущего урока можно использовать для следующего урока.

Еще одно отличие интерактивной доски - большое количество инструментов для улучшения качества информационного изображения: вы можете использовать любой цвет, размер, форму при написании на доске.

Использование информационных и мультимедийных технологий в системе среднего образования - это требование современного учителя, которое его реализует. Информационные и мультимедийные технологии должен свободно осваивать любой преподаватель. Школе нужен учитель с развитыми творческими способностями к поиску информации, осваивающим новые информационные технологии. Следовательно, существует потребность в обучении учителей, которые могут свободно использовать мультимедийные инструменты, включая интерактивные доски, в качестве инструмента обучения в процессе обучения.

С 11 по 23 мая в мультимедийном центре университета «Сырдария» прошел курс повышения квалификации для выпускников «Использование интерактивной мультимедийной доски в процессе обучения».

Данный учебный курс проводился с целью качественной подготовки выпускников вузов к будущей педагогической деятельности. Занятия проводились в двух специальных компьютерных классах: виртуальной библиотеке, оснащенной современным компьютерным оборудованием, включая интерактивную доску и высокоскоростной Интернет, и кабинете дистанционного обучения.

В ходе проведения курсов преподаватели нашего вуза провели ряд открытых уроков с использованием интерактивной доски: Утегенова О.К. - «Мировоззренческая и просветительская ценность героических песен», Абдразакова Н.П. - «Коммуникационная система в маркетинге», Абулхаиров С. «Учение о мышцах. Мышцы живота и спины лица», Кошкаров Ж.А. - «Словообразование глаголов».

На практических занятиях студенты освоили несколько прикладных программ, в том числе Microsoft PowerPoint для создания мультимедийных презентаций. Все занятия проводились под руководством опытного специалиста Шпенглер С.А.

В качестве инструмента студенты использовали 140 электронных учебников, подготовленных профессорско-преподавательским составом университета. В электронных учебниках студенты получали информацию из лекций, пособий, фотогалереях, визуальных материалах, а также встроенных аудио- и видеофайлах, необходимых для создания презентационных докладов.

Молодые специалисты, получившие необходимые знания и получившие сертификат по прохождению курса, выпускники университета «Сырдария» могут свободно пользоваться современными компьютерными технологиями и активно работать преподавателями в учебных заведениях.

 

МАМРАИМОВ С.Д., заведующий учебно-методическим отделом университета «Сырдария», кандидат исторических наук, доцент.


 

Добавить комментарий

Ограниченный HTML

  • Допустимые HTML-теги: <a href hreflang> <em> <strong> <cite> <blockquote cite> <code> <ul type> <ol start type> <li> <dl> <dt> <dd> <h2 id> <h3 id> <h4 id> <h5 id> <h6 id>
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.